Конфликты в семье.
Когда они начинаются — эмоции зашкаливают, и их становится сложно контролировать…
Давайте попробуем разобраться, как обычно протекают конфликты.
Что такое конфликт в семье?
У мужа и жены могут быть разные взгляды на правильную семейную жизнь. Разные мотивы, цели, интересы… Но конфликт возникает в том случае, если супруги хотят здесь и сейчас изменить поведение друг друга без учета видения ситуации другой стороны.
Конфликт – это противоборство, в котором обе стороны готовы нанести взаимный ущерб.
Как развивается конфликт в семье?
1. Появление конфликтной ситуации. Один супруг или оба предъявляют требования друг к другу. На данном этапе еще можно предотвратить конфликт, если промолчать или найти менее агрессивную форму высказывания претензий.
2. Начало открытого конфликта. Супруги начинают скандал, цель которого – добиться своего… Обе стороны готовы к тому, чтобы нанести другой стороне ощутимый ущерб: словом, действием.. Супруги начинают активное противодействие друг другу, вступают в спор.
3. Развитие открытого конфликта. Здесь уже и муж, и жена открыто высказывают свои претензии и требования. Эмоциональный накал достигает своего пика. Самое странное, что на данном этапе один или оба супруга могут перестать понимать, в чем заключается суть конфликта.
4. Разрешение конфликта. Тут возможны два варианта: либо супруги находят решение, договариваются о каком-то выходе из ситуации, эмоции спадают, мир восстанавливается. Либо конфликт утихает, но не прекращается. Эмоции уходят вглубь души, конфликт может разгореться снова в любой момент, как только появится новый повод.
Как вы думаете, на какой стадии проще всего прекратить конфликт?
Ученые выяснили, каковы возможности разрешения конфликта на каждой из стадий.
1. Появление конфликта – 92%,
2. Открытый конфликт – 46%,
3. Пик конфликта – менее 5%,
4. Спад конфликта – около 20%.
Выводы делайте сами.
Есть одно простое упражнение, выполнение которого дает отличные результаты для общения без конфликтов.
Попробуйте не просто прочитать это упражнение, но и его выполнить. Чтобы потом, в момент начала конфликта, вспомнить о нем и применить на практике.
И это обязательно поможет Вам справиться с эмоциями и перевести конфликт в конструктивное русло.
Упражнение «От Первого лица».
Думая о какой-то конфликтной ситуации, которую вам хотелось бы разрешить, сместите акценты.
Наверняка, Вы думаете примерно так:
— Опять он не сделал то, что обещал.
— Как мне надоело, что она делает все криво и косо, совсем не так, как правильно и удобно.
… Если вы начнете выяснение отношений с такой позиции, то конструктивно поговорить Вам вряд ли удастся.
А что здесь неправильного? – спросите Вы.
Давайте попробуем по-другому.
Не ОН делает что-то неправильно, не ОНА во всем виновата, а что ВЫ при этом чувствуете? Как ВЫ воспринимаете ситуацию?
Попробуем перефразировать.
Вместо:
— Опять ОН не сделал то, что обещал.
Скажем так:
— Опять Я понадеялась на него, и в итоге ЧУВСТВУЮ ОБИДУ за то, что он поступил именно так.
Или вместо:
— Как мне надоело, что ОНА делает все криво и косо.
Подумаем так:
— Когда Я вижу, что все сделано НЕПРАВИЛЬНО, я чувствую ГНЕВ и БЕССИЛИЕ в попытке все изменить…
Чувствуете разницу?
Когда Вы говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, сообщаете о том, что ЧУВСТВУЕТЕ И что ПЕРЕЖИВАЕТЕ, с этой информацией можно работать.
В таком сообщении есть конструктив, ситуацию можно исправить. Вы можете сесть и поговорить.
А когда ОН или ОНА виноваты – то тут можно только защищаться, но никак не обсуждать.
Автор: Лина Яркова